- Курс подготовки и обучения стилистов
- Приглашаем на семинар в рамках FashionTime «Тренды Весна-Лето 2019»
- «Он садовником родился. Кристиан Диор и цветы»
- Елена Скрипко
- Стилизация модели 80-ых. Синди Кроуфорд. Дипломная работа Екатерины Плавинской
- Назад в 80-е. Дипломная работа стилиста Елены Ровба
- Искусство владения голосом и ситуацией
- Преображение от Image Pro: Илья
Известно, что модные тенденции, подобно зеркалу, отражают состояние времени и народа – как эмоциональное, так и материальное.
Для каждой эпохи характерны свои особенности.
И Советский союз не стал исключением. Некоторые эксперты позволяют себе утверждения, что в Стране Советов моды не было как таковой вообще.
Но везде, где есть женщины – есть и красота. А где красота – там и одежда и, соответственно, Её Величество Мода.
40-е - пожалуй, единственное десятилетие в истории страны, в котором действительно не было моды. Весь советский народ того времени можно было разделить на две основные категории - те, кто воевал, и те, кто работал в тылу. В суровых условия жизни "мирного" населения - тяжелая работа на военных заводах, голод и холод разрушенных городов и деревень - было не до изысканных туалетов. Те швейные фабрики, которые продолжали работать, выпускали преимущественно военную форму.
Однако еще за год до окончания войны - в апреле 1944-го, в столице начал свою работу Московский Дом моды, а уже в 1945-м восстановил свою деятельность и Ленинградский Дом моделей. Предвкушая скорое окончание войны, правительство поручило этим предприятиям разработать для швейных фабрик новые модели одежды для послевоенного времени.
На тенденции моды 50-х в СССР оказал огромное влияние стиль «NewLook» Кристиана Диора.
Но он был обречен на недовольство советской идеологии в первую очередь из-за своей сексуальности, которая в Советском союзе считалась практически преступлением. В журнале "Советская женщина" в том же 1947-м году было опубликовано письмо с большим количеством подписей под названием "Дадим отпор западным модам". Вслед за этим подобные "письма" и публикации прокатились широкой волной по советской прессе, в них объяснялось, насколько неидейно, ненужно и вредно советской женщине копировать западные образцы.
Мужская мода этого периода 1940-1950-х гг. также подверглась значительным изменениям. В результате войны в СССР появилось много высококлассных мужских портных-евреев, ставших беженцами с западных территорий, спасаясь от фашизма. Все советское руководство после войны одевали портные-евреи из Польши и Литвы. Главным портным советской элиты был портной Зингер. Обувь для советской элиты изготавливали обувщики-армяне из числа тех, которые вернулись в СССР после войны из Сирии и Ливана. Мужская мода менялась не так быстро, как женская. Трофейное влияние коснулось ее, главным образом, в области тканей и покроя пиджаков. В 1940-е гг. распространилась мода на рубашки с мягкими воротниками без галстука.
Стиль «NewLook», предложенный в 1947-м г. Кристианом Диором, несмотря на все гонения, все же окольными путями проник в СССР, хотя и потребовалось на это от шести до десяти лет. С неодобрением после долгих лет материальных тягот и дефицита товаров воспринимался и колоссальный расход ткани, который требовался на изготовление многослойных юбок. Не говоря уж о том, что «NewLook» требовал от женщин поменять весь свой гардероб. В 1949-м г. Кристиан Диор предложил и узкий силуэт, который, конечно же, был также с негодованием осужден советской идеологией как буржуазный, развратный и неподобающий женщине – строительнице коммунизма.
В СССР о стиле «NewLook» не могло быть и речи вплоть до смерти Сталина в 1953-м г. Да и позднее все это по-прежнему оставалось вне кругозора советской женщины, представления, о моде которой продолжали ограничиваться трофейной и китайской модой. Окончательно стиль «NewLook» утвердился в СССР только в 1956-м г., с выходом на экраны фильма «Карнавальная ночь», в котором Людмила Гурченко одета в модель Диора, предложенную им в 1947-м.
Однако после смерти Сталина железный занавес стал приоткрываться. Сначала за границу выпустили на соревнования советских футболистов. Затем на гастроли поехал Большой театр – вся труппа с оркестром. На протяжении всех 1950-х гг. выездные артисты и спортсмены служили основным каналом проникновения в страну западных модных веяний – они привозили не только новые идеи и впечатления, но и товары на продажу.
Самой элегантной женщиной в СССР считалась, безусловно, Любовь Орлова, одевавшаяся в лучших европейских модных Домах. Впрочем, многие туалеты она шила и перешивала сама.
Рядовая советская женщина 1950-х гг. выглядела практически так же, как и в 1940-е, то есть, старомодно. Плечики, вышедшие из моды на западе в 1947-м, в СССР не снимали до 1959-го г. В образе советской женщины очень медленно появляются черты элегантности, которые были присущи образу западной женщины все 50-е. Так, в 1953-м г. в СССР отменяют запрет на декольте, и Всесоюзный Дом моделей одежды выпускает коллекцию платьев с вырезом. Возникает практика показов моделей в клубах и домах культуры.
Приветствовались в предлагаемых моделях дешевизна тканей; незамысловатость и ограниченное число деталей кроя; рентабельность их в производстве и удобство в эксплуатации. Во всем необходимо было строго придерживаться ГОСТов. Копирование с западных журналов запрещалось. Позволялось взаимодействовать только с модными журналами стран социализма – Болгарии, Польши, ГДР, которые, в свою очередь, ограниченно перепечатывали западные модели. Таким образом, мировые модные тенденции опосредовано все-таки проникали в СССР, но происходило это с безнадежным отставанием.
Показы и съемка для отечественных журналов были организованы непрофессионально – модели самостоятельно причесывались и гримировались, не существовало культуры модной фотографии.
Общественным мнением культивировался образ женщины-труженицы, которой чужды «тряпичные» интересы буржуазных бездельниц. Характерной приметой того времени были создававшиеся всеми Домами моделей специальные сельские и рабочие коллекции – одежда для доярок, птичниц, штукатуров и т.д. Проводились специальные "рабочие показы".
Событием, ставшим поистине культурным шоком для всей советской страны, стал Фестиваль молодежи и студентов, состоявшийся в 1957г. в Москве. Это самым непосредственным образом отразилось на отечественной моде. Появились первые фарцовщики – люди, профессионально занимавшиеся перепродажей заграничных вещей. Термин «фарцовщик» происходит от искаженного английского «forsale», т.е. «на продажу».
В 1959-м г. в СССР состоялся первый после показа Поля Пуаре в 1911г. западный показ мод – был приглашен Кристиан Диор. Проходил этот показ в ДК "Труд". Манекенщицы были француженки.
Модельеры русского происхождения, уехавшие после революции, продолжали в то время успешно работать в разных странах, имели большой вес в модной индустрии, однако в СССР, по непонятным причинам, об этом известно не было. Одна из них, Грохольцева, долго работавшая в Харбине, после войны вернулась в СССР, и была назначена главой Рижского Дома моделей.
В Европе продолжали работать старые русские модные Дома – например, Дом нижнего белья "Хитрово" в Париже. Этот Дом специализировался на выпуске эксклюзивного белья, пеньюаров, рубашек из натурального шелка, с богатым дорогостоящим ручным декором.
Другое известное русское имя в мире западной моды – Валентина Николаевна Савина, работавшая в 1930-40-50-е гг. в Нью-Йорке. Американцы считали ее самой европейской из всех американских создателей моды. Она создавала образы многих звезд своего времени, например, Греты Гарбо.
Еще одним знаменитым русским домом в Париже был дом "Лорбелен", который специализировался на узких корсетных платьях в стиле «NewLook». Именно в доме "Лорбелен" был создан знаменитый каучуковый корсет для Марлен Дитрих. Все портнихи в "Лорбелен" были русские.
Ирина Голицина, русская эмигрантка – дизайнер моды, которая до сих пор живет в Риме, была очень популярна в 1950-е и особенно 1960-е гг. Именно она предложила женский брючных костюм-пижама, который получил название "палаццо" и представлял собою парчовую пижаму-клеш.
Прическа-бабетта очень прижилась в СССР, ее очень любили носить актрисы и певицы того времени – Светлана Светличная, Лариса Голубкина, Майя Кристалинская, Людмила Зыкина и др.
Едва ли не единственным по-настоящему женственным образом СССР того времени была Майя Плисецкая. Она была первой советской артисткой, которую сфотографировал журнал "Vogue".
Таким образом, анализируя модную ситуацию 50-х в Советском союзе, можно сказать о том, что это были времена жесткой регламентации образов и время застоя моды. Безусловно, влияние мировых тенденции на моду СССР очевидно, но это влияние корректировалось советской идеологией.
Статью подготовила Шкутко Мария по материалам сайтов:
http://www.osinka.ru
http://www.shkola-tanzev.svezar.ru
Фото:
http://www.moltat.ru
http://www.lifestyle.ru.msn.com
http://www.blogs.mail.ru
http://www.retromoda.ru
http://www.fashiondetails.ru
http://www.shkola-tanzev.svezar.ru
http://www.spletnik.ru
http://www.osinka.ru
http://www.moscow.ru
http://www.community.livejournal.com
http://www.ruskino.ru
http://www.nezhna.com
- Подробности
Комментарии (0)